Мы боремся за профессию

Письмо в Министерство труда и социальной защиты РФ от 15.05.23

By 16.05.202323 августа, 2023No Comments

Новости

Письмо в Министерство труда и социальной защиты РФ от 15.05.23

16 мая 2023

Уважаемый Антон Олегович!

Принятый 9 февраля 2007 года Федеральный закон №16-ФЗ «О транспортной безопасности» дал начало новой сфере трудовой деятельности и обеспечил формирование нового слоя трудящихся, для определения которого в данном законе используется термин «силы обеспечения транспортной безопасности».

Согласно Постановлению Правительства РФ от 26 февраля 2015 года №172 «О порядке аттестации сил обеспечения транспортной безопасности» к отдельным категориям сил обеспечения транспортной безопасности относятся:

  1. работники, назначенные в качестве лиц, ответственными за обеспечение транспортной безопасности в субъекте транспортной инфраструктуры;
  2. работники, назначенные в качестве лиц, ответственными за обеспечение транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве;
  3. работники субъекта транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, руководящие выполнением работ, непосредственно связанных с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве;
  4. работники подразделения транспортной безопасности, включенные в состав группы быстрого реагирования;
  5. работники, осуществляющие досмотр, повторный досмотр в целях обеспечения транспортной безопасности;
  6. работники, осуществляющие наблюдение и (или) собеседование в целях обеспечения транспортной безопасности;
  7. работники, управляющие техническими средствами обеспечения транспортной безопасности;
  8. иные работники, субъектов транспортной инфраструктуры, подразделения транспортной безопасности, выполняющие работы, непосредственно связанные с обеспечением транспортной безопасности на объекте транспортной инфраструктуры и/или транспортном средстве. 

Далее по тексту: «работники сил обеспечения транспортной безопасности» или «работники транспортной безопасности».

В настоящее время для оценки квалификации работников сил обеспечения транспортной безопасности проводится процедура аттестации на различные категории, заключающаяся в установлении соответствия знаний, умений и навыков, которую проводят специализированные центры. 

Федеральные агентства Росжелдор, Росавиация, Росавтодор и Росморречфлот, входящих в структуру Минтранса РФ осуществляют контроль и учет работников сил обеспечения транспортной безопасности ведя специальные реестры. 

Так, согласно вышеуказанным реестрам на май 2023 года количество работников сил обеспечения транспортной безопасности, составляет более 285 тыс. человек

  • Росжелдор — более 94 тыс. человек; 
  • Росавиация – 77 тыс. человек; 
  • Росавтодор – 80 тыс. человек; 
  • Росморречфлот – более 34 тыс. человек. 

При этом профессия «работник сил обеспечения транспортной безопасности» на законодательном уровне не закреплена, в Общероссийском классификаторе профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР) отсутствует, квалификационные характеристики, должностные обязанности и требования, предъявляемые к уровню знаний и квалификации в Едином тарифно-квалификационном справочнике (ЕТКС), не содержатся

По нашему мнению, отсутствие профессии в квалификационных справочниках является грубым нарушением прав работников. 

Так, согласно ч.2 ст. 57 Трудового кодекса РФ если выполнение работ по определенным должностям, профессиям, специальностям связано с предоставлением компенсаций и льгот либо имеются ограничения на их выполнение, то наименование этих должностей, профессий или специальностей и квалификационные требования к ним должны соответствовать наименованиям и требованиям, указанным в квалификационных справочниках. Таким образом, соответствие профессии классификаторам должно устанавливаться уже при заключении трудового договора, в котором должно точно указываться на какую должность, на выполнение каких работ и по какой профессии принимается работник. Это же соответствие должно быть и в штатном расписании организации. 

Несоответствие наименования профессии, кроме нарушения прав работников, создает существенные сложности и для работодателей. В соответствии с Федеральным законом от 28 декабря 2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», каждая организация обязана провести специальную оценку условий труда своих работников. В отчете о проведении специальной оценки условий труда требуется отражать наименование профессии работников и ее код. 

Данные факты, а также иные негативные факторы, возникающие из-за отсутствия данной профессии, могут значительно ухудшить и/или осложнить условия при выходе на пенсию работников сил обеспечения транспортной безопасности.

В связи с вышеизложенным, просим Вас оказать содействие и рассмотреть вопрос о включении профессии «работник сил обеспечения транспортной безопасности» или «работник транспортной безопасности» в Единый тарифно-квалификационный справочник (ЕТКС) и Общероссийский классификатор профессий рабочих, должностей служащих и тарифных разрядов (ОКПДТР). 

Председатель Российского

профессионального союза работников

транспортной безопасности                                             Д.А. Жирков