Новости
Интервью в журнале «Эксперт ТБ»
16 апреля 2024 г.
Профессионалы на страже транспортной безопасности
В то время как транспортная отрасль сталкивается с различными вызовами, работники транспортной безопасности ежедневно демонстрируют свой профессионализм и компетентность, доказывая, что наша с вами безопасность для них на первом месте.
Сотни тысяч работников подразделений транспортной безопасности (ПТБ) ежедневно и круглосуточно обеспечивают защиту транспортного комплекса России на самых передовых рубежах. Несомненно, это очень ответственная работа, требующая высокого уровня подготовки и постоянного повышения квалификации. Однако профессии «специалист в области транспортной безопасности» юридически до сих пор не существует. В отношении работников данной сферы используется лишь термин «силы обеспечения транспортной безопасности», но при этом не определен порядок и условия получения такой профессии, специальностей или должностей для данных лиц, путем описания требований в квалификационных справочниках и в профессиональных стандартах, которые до настоящего времени также не разработаны. О том, что профсоюз работников ПТБ делает для того, чтобы изменить ситуацию, мы побеседовали с заместителем председателя профсоюза Русланом Стофарандовым.
Руслан Георгиевич, считаете ли Вы достаточным уровень престижности професси на сегодняшний день? Какие меры могли бы его повысить?
Вы правы, по-прежнему не решён вопрос легализации профессии «работник транспортной безопасности», несмотря на то, что наш профсоюз максимально привлёк к этой проблеме внимание ответственных чиновников Минтранса России и Минтруда России.
Работник транспортной безопасности — это, несомненно, очень важная и ответственная профессия, требующая всесторонней подготовки и постоянного повышения квалификации. По состоянию на март 2024 года, насчитывается более 300 тыс. работников транспортной безопасности, которые на высоком уровне исполняют свои должностные обязанности, несмотря на постоянное повышение уровня угроз совершения актов незаконного вмешательства (АНВ). Официальное признание профессии переведёт её из статуса правовой неопределённости в статус полноправного участника государственных принципов и стандартов, основанных на значимости профессии.
У работников появится ощущение социальной защищённости и нужности на уровне государства, что повысит их уверенность в завтрашнем дне и будет способствовать росту ответственности и профессионализма кадров.
Хочу отметить, что в решении этого вопроса есть положительная динамика. 26 августа 2023 года вступил в законную силу приказ Министерства просвещения РФ от 14.07.2023 № 534 «Об утверждении Перечня профессий рабочих, должностей служащих, по которым осуществляется профессиональное обучение», в который включена должность «инспектор подразделения транспортной безопасности». В лоббировании этого вопроса наш профсоюз принимал активное участие.
Конечно, мы не планируем останавливаться на достигнутом и ужесейчас стремимся к утверждению профессионального праздника — Дня работника транспортной безопасности. Утверждение такого праздника будет значимым шагом в признании государством особой важности работы по защите объектов транспортной инфраструктуры (ОТИ) страны и граждан Российской Федерации. Возможность иметь свой профессиональный праздник будет наполнять сердца людей гордостью за профессию, поднимать в их глазах и мнении окружающих её значимость и важность.
Отвечает ли качество подготовки сил ОТБ существующим угрозам? Соответствует ли средний размер оплаты труда объёму выполняемой работы и сопутствующим рискам?
В настоящее время силам ОТБ в деятельности по недопущению АНВ приходится противостоять изменению характера угроз и самой модели нарушителя, а также возникающим новым угрозам. В связи с этим новым вызовам должны соответствовать как создаваемые на ОТИ системы безопасности, так и подготовка специалистов в области ОТБ. Ответственный за транспортную безопасность должен владеть всеми вопросами и навыками, которые ему необходимы в рамках его должностных обязанностей по исполнению требований по защите от АНВ. Поэтому необходимо инструктажи персонала, ответственного за транспортную безопасность, заменить полноценным обучением и постоянно осуществлять внутренний контроль знаний. Лишь тогда можно говорить, что лицо, ответственное за ОТБ, действительно готово и к проверкам, и к АНВ.
В последнее время серьёзно возросла угроза совершения АНВ подготовленными нарушителями, не исключая и профессиональных диверсантов. В таких условиях большое значение имеет создание системы транспортной безопасности, направленной на выявление и недопущение именно таких случаев. В условиях массового применения нарушителями современных технических средств нужно развивать в сотрудниках ОТБ новые компетенции. Необходимо усилить взаимодействие с силовыми ведомствами — ФСБ России и МВД России, налаживать с ними активный информационный обмен, проводить совместные учения с учётом новых угроз.
Программы подготовки работников ПТБ должны всё время совершенствоваться и расширяться. Необходимо делать упор на физподготовку, на умение правильно применять специальные средства, действовать слаженно.
Кроме того, степень защищённости ОТИ зависит от владения лиц, ответственных за ОТБ, как можно более широким спектром различных технологий: современных средств контроля, обнаружения, наблюдения и фиксации, позволяющих быстро и эффективно предотвращать, выявлять и фиксировать подготовку к совершению АНВ в деятельность транспортного комплекса.
Что касается соответствия среднего размера оплаты труда лиц, ответственных за ОТБ, объёму выполняемой работы, то можно отметить, что наш профсоюз делает всё от нас зависящее, чтобы поддерживать достойный уровень заработной платы работников. Мы находим рычаги воздействия на руководство ПТБ, чтобы иметь возможность контроля уровня заработной платы работников, влияния на принятие руководителями решений, направленных на её повышение.
Какие конфликтные ситуации чаще всего встречаются при исполнении работниками ПТБ служебных обязанностей?
На ОТИ, как и в любом другом месте массового пребывания людей, могут происходить различные конфликтные ситуации. Например, такие ситуации могут возникать в процессе выявления правонарушителей, предметов и веществ, запрещённых для перемещения в зону транспортной безопасности (ЗТБ), а также досмотра физических лиц, транспортных средств, грузов, багажа, ручной клади, личных вещей и пр.
Бывают и преднамеренные провокации со стороны так называемых потребительских террористов, псевдоблогеров и просто скандалистов. Однако у работников ПТБ не всегда хватает сил и полномочий для решения всех указанных проблемных вопросов. Например, если пассажир ведёт себя неадекватно, угрожает спокойствию других граждан и нарушает общественный порядок, первый, кто с ним контактирует, это работник ПТБ. При этом в ситуации с правонарушителем работник ПТБ имеет право лишь вызвать полицию и просто передать правонарушителя в руки правоохранительных органов, но у него нет права проводить какое-либо процессуальное разбирательство. Конечно, работники ПТБ предпринимают законные действия по выходу из таких пограничных ситуаций, чтобы обеспечить на ОТИ безопасность и при этом не превысить свои полномочия. Скажем, гражданин пытается пересечь границу ЗТБ в неустановленном для этого месте — в этом случае работник ПТБ обязан передать такого нарушителя сотрудникам полиции.
Согласно законодательству о транспортной безопасности работник ПТБ имеет право пропустить любого гражданина на вокзал с одним условием — обязательным прохождением досмотра. В ходе досмотра осуществляются мероприятия, в том числе и по обследованию физических лиц, багажа, ручной клади и личных вещей, находящихся у них. Лица, отказавшиеся от досмотра, в ЗТБ не допускаются. При этом действующим законодательством не предусмотрен отказ в проходе в ЗТБ гражданам, ведущим асоциальный образ жизни, в пачкающей одежде, которая может загрязнять вещи других пассажиров, и т.д. Если такие граждане не нарушают требования в области ОТБ и не совершают противоправных действий, то препятствовать их доступу на вокзалы работники ПТБ не вправе. Вместе с тем, согласно п. 2 Приказа Минтранса России от 05.09.2022 № 352 «Об утверждении Правил перевозок пассажиров, багажа, грузобагажа железнодорожным транспортом», вступившего в силу 1 сентября 2023 года, на инфраструктуре и в поездах не допускается нахождение физических лиц в пачкающей одежде, имеющей зловонный запах, которая может загрязнить вагон и вещи других пассажиров. Полагаем, что данные нормы обязательны только для перевозчиков, пассажиров, отправителей, получателей и не распространяются на ПТБ, в задачу которых входит осуществление защиты ОТИ и транспортных средств от АНВ. Сопоставим ли перечень прав и обязанностей работников ПТБ?
В настоящее время права и обязанности работников транспортной безопасности регламентируются такими нормативными правовыми актами, как Федеральный закон от 09.02.2007 № 16-ФЗ «О транспортной безопасности», приказ Министерства транспорта РФ от 23.07.2015 № 227 «Об утверждении Правил проведения досмотра, дополнительного досмотра, повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности», постановление Правительства Российской Федерации от 08.10.2020 № 1633 «Об утверждении требований по обеспечению транспортной безопасности, в том числе требований к антитеррористической защищённости объектов (территорий), учитывающих уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры железнодорожного транспорта» и др.
Кроме того, права и обязанности работников транспортной безопасности закрепляются в их должностных инструкциях. Функционал работников транспортной безопасности напрямую зависит от категории данных работников. Напомню, существует восемь категорий лиц, выполняющих работу по ОТБ, категорию работника определяет объём его знаний, умений и навыков.
Возникает ли у работников ПТБ желание поменять сферу деятельности и по каким причинам?
Как и у любого нормального человека, у работника ПТБ может возникнуть желание поменять сферу деятельности. Причины могут быть самые разные — от банальной усталости до недовольства условиями труда или уровнем заработной платы.
Однако не только отсутствие трудностеи и материальные соображения важны для людей. Существует ещё и такое понятие, как сопричастность своему делу. Хотелось бы надеяться, что чувство приобщённости является очень важным фактором, стимулирующим работников к осознанному исполнению своих должностных обязанностей и желанию продолжать профессиональную деятельность.
Есть ли вопросы к экипировке, оснащению специальными и защитными средствами, а также к техническим средствам ОТБ, которые используются в работе?
На ОТИ устанавливаются различные технические средства ОТБ: интеллектуальное видеонаблюдение, системы контроля и управления доступом с биометрией, системы и средства сигнализации, системы досмотра, аудио- и видеозаписи, связи, оповещения, сбора, обработки, приёма и передачи информации. Нормативная правовая база в области транспортной безопасности позволяет использовать новые технологии при условии, что оборудование прошло государственную сертификацию в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В целях оказания услуг по защите ОТИ от АНВ сотрудники ПТБ используют такие технические средства, как переносимые средства видеонаблюдения, ручные средства досмотра (металлодетекторы, газоанализаторы паров взрывчатых веществ) и др. Ношение работниками ПТБ форменного обмундирования и требования к нему предусмотрены различными регламентами. Так, в ПТБ, оказывающих услуги на объектах железнодорожного транспорта, действует собственный регламент ношения форменной одежды, который устанавливает порядок ношения форменного обмундирования в целях установления единого подхода к внешнему виду работников.