Гражданское право

Возврат ж/д билета

By 09.02.202411 февраля, 2024No Comments

Гражданское право

Возврат ж/д билета

Как вернуть железнодорожный билет на поезд дальнего следования?

При возврате неиспользованного билета на поезд дальнего следования (за исключением поездов международного сообщения, для которых установлены особые условия возврата) пассажир имеет право, в частности:

  • на возврат полной стоимости проезда, состоящей из стоимости билета и стоимости плацкарты, сборов, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей, — в случае непредоставления пассажиру места в соответствии с билетом, отмены поезда или задержки его отправления со станции посадки пассажира;
  • возврат полной стоимости проезда, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей в случае возврата билета не позднее чем за восемь часов до отправления поезда (не позднее чем за семь суток — в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
  • возврат стоимости билета и 50% стоимости плацкарты, платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей — в случае возврата билета менее чем за восемь часов, но не позднее чем за два часа до отправления поезда (менее чем за семь суток, но не позднее чем за трое суток — в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
  • возврат стоимости билета (стоимость плацкарты не возвращается), платы за сервисное обслуживание (при наличии) и иных платежей — в следующих случаях:
    • при возврате билета менее чем за два часа до отправления поезда (менее чем за трое суток — в отношении билета для проезда в составе организованной группы пассажиров);
    • при возврате билета в билетную кассу на станции отправления в случае опоздания на поезд в течение 12 часов с момента его отправления;
    • при возврате билета в билетную кассу станции отправления вследствие болезни или несчастного случая в течение пяти суток с даты отправления поезда.

При этом сбор за резервирование мест в поездах дальнего следования в случаях, указанных выше в п. п. 24, не возвращается.

Если билет приобретен по невозвратному тарифу, его стоимость возвращается только в подтвержденном документами случае внезапной болезни пассажира или совместно следующего с ним члена семьи, смерти члена семьи либо травмирования пассажира в результате несчастного случая (далее условно — в связи с болезнью), а также в случае отмены или задержки отправления поезда либо непредоставления пассажиру места, указанного в билете. При возврате билета в связи с болезнью пассажир имеет право получить стоимость билета без стоимости плацкарты, плату за сервисное обслуживание (при наличии) и иные платежи, за исключением сбора за резервирование мест.

Возврат железнодорожных билетов через билетную кассу железнодорожного вокзала

Чтобы вернуть неиспользованный билет на поезд дальнего следования через билетную кассу железнодорожного вокзала, в общем случае рекомендуем придерживаться следующего алгоритма.

Шаг 1. Обратитесь в билетную кассу

Если вы приобрели билет в билетной кассе железнодорожного вокзала, его возврат производится также через кассу. Кроме того, в билетной кассе возможно вернуть неиспользованный электронный билет при предъявлении контрольного купона или номера электронного билета/заказа. Если вы получили посадочный купон на бланке проездного документа, возврат осуществляется при предъявлении в билетную кассу этого бланка.

Неиспользованный электронный билет на поезд международного сообщения со странами дальнего зарубежья можно вернуть только в международной билетной кассе.

Средства за неиспользованный билет возвращаются при предъявлении документа, удостоверяющего личность пассажира (паспорта), номер которого указан в билете.

В случае возврата неиспользованного билета в связи с болезнью необходимо обращаться в билетную кассу станции посадки пассажира в течение пяти суток с момента отправления поезда.

На крупных вокзалах, как правило, действует отдельно касса возврата. На иных можно обратиться в ту же кассу, где осуществляется и продажа билетов.

При возврате в кассе неиспользованного электронного билета с электронной регистрацией на поезда внутрироссийского сообщения менее чем за час до отправления поезда с начальной станции маршрута возврат денег производится по заявлению пассажира. Заявление пишется в произвольной форме и должно содержать адрес заявителя, контактный телефон, номер электронного билета, причину отказа от поездки, а также дату и подпись пассажира.

Шаг 2. Уплатите сбор за оформление возврата денег

За оформление возврата денег по неиспользованному билету, как правило, необходимо уплатить сбор. Сбор не взимается, в частности, при отмене поезда или задержке его отправления со станции посадки пассажира.

Шаг 3. Получите деньги за возвращенный билет

Возврат денег в билетной кассе за неиспользованный билет производится под подпись пассажира на квитанции разных сборов. Возврат денежных средств за билет, оформленный по безналичному расчету (или за наличный расчет для организованных групп пассажиров) или с использованием платежной карты, производится на банковский счет, с которого была осуществлена оплата билета, или на иной банковский счет по письменному заявлению лица, оплатившего билет.

Если билет был приобретен со скидкой, то возвращаются фактически уплаченные денежные средства.

Обратите внимание! Средства за утерянный билет, который может быть восстановлен или идентифицирован, перевозчик не возвращает. Средства за испорченный билет, который может быть восстановлен или идентифицирован, перевозчик возвращает при наличии отметки о времени обращения пассажира в железнодорожную билетную кассу по поводу возврата средств.

Возврат электронных железнодорожных билетов через Интернет

Вернуть электронный билет можно на сайте, на котором он был приобретен, и только до отправления поезда. Через Интернет можно вернуть электронные билеты, если вы еще не распечатали посадочный талон на бланке проездного документа в билетной кассе или терминале самообслуживания.

Условия возврата электронного билета делятся на две категории в зависимости от того, пройдена ли электронная регистрация.

  1. До прохождения электронной регистрации вернуть билет можно:
    • на поезд внутреннего сообщения по территории РФ и международного сообщения со странами ближнего зарубежья (СНГ, Латвией, Литвой, Эстонией и Абхазией) — в любое время до отправления поезда со станции посадки пассажира;
    • на поезд международного сообщения со странами дальнего зарубежья — не менее чем за шесть часов до отправления поезда со станции посадки пассажира.
  2. После прохождения электронной регистрации вернуть билет можно:
    • на поезд внутреннего сообщения по территории РФ и международного сообщения со странами ближнего зарубежья — не менее чем за час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования;
    • на поезд международного сообщения со странами дальнего зарубежья — не позднее чем за час до отправления поезда с начальной станции маршрута следования и не позднее чем за шесть часов до отправления поезда со станции посадки пассажира.

Примечание. Порядок возврата электронного билета на разных сайтах может отличаться.

Денежные средства за неиспользованный электронный билет зачисляются на банковскую карту, с помощью которой электронный билет был оплачен, в сроки, установленные правилами платежных систем (от 7 до 30 календарных дней с момента оформления возврата).

При возврате на сайте электронного билета взимается сбор.

Заявление на возврат стоимости железнодорожного билета, приобретенного с использованием мобильного приложения или сайта перевозчика (владельца инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования), может быть подано также посредством Единого портала госуслуг.