Гражданское право
Ответственность перевозчика при отмене авиарейса
Какую ответственность несет перевозчик перед пассажиром при отмене авиарейса?
При отмене авиарейса по вине перевозчика пассажиру возвращается сумма, уплаченная за перевозку; сборы за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, за оформление электронного многоцелевого документа, за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса. Также с перевозчика могут быть взысканы убытки, компенсация морального вреда, штраф и неустойка по законодательству о защите прав потребителей.
Так, по договору перевозки пассажира перевозчик обязуется перевезти пассажира в пункт назначения, а в случае сдачи пассажиром багажа также доставить багаж в пункт назначения и выдать его управомоченному на получение багажа лицу; пассажир обязуется уплатить установленную плату за проезд, а при сдаче багажа — и за провоз багажа.
В соответствии с п.1 ст.790 Гражданского кодекса РФ, за перевозку грузов, пассажиров и багажа взимается провозная плата. Заключение договора перевозки пассажира удостоверяется билетом, а сдача пассажиром багажа багажной квитанцией.
Общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами, иными законами и издаваемыми в соответствии с ними правилами.
Правовые основы использования воздушного пространства РФ и деятельности в области авиации установлены Воздушным кодексом РФ.
Согласно п. 1 ст.102 Воздушного кодекса РФ при выполнении воздушных перевозок перевозчик обязан соблюдать общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа и грузов, и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей, устанавливаемые федеральными авиационными правилами. Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей» утверждены Приказом Минтранса РФ от 28.06.2007 N 82 (далее — Правила воздушных перевозок).
При отмене рейса вследствие неблагоприятных метеорологических условий, по техническим и другим причинам перевозчик обязан организовать для пассажиров в пунктах отправления и в промежуточных пунктах без взимания дополнительной платы следующие услуги: предоставление комнат матери и ребенка пассажиру с ребенком в возрасте до 7 лет; два телефонных звонка или два сообщения по электронной почте при ожидании отправления рейса более 2 ч; обеспечение прохладительными напитками при ожидании отправления рейса более 2 ч; обеспечение горячим питанием при ожидании отправления рейса более 4 ч и далее каждые 6 ч — в дневное время и каждые 8 ч — в ночное время; размещение в гостинице при ожидании отправления рейса более 8 ч — в дневное время и более 6 ч — в ночное время; доставку транспортом от аэропорта до гостиницы и обратно в тех случаях, когда гостиница предоставляется без взимания дополнительной платы; организацию хранения багажа.
Пассажир вправе отказаться от перевозки в порядке, установленном законодательством. В случае отмены рейса, указанного в билете, отказ от перевозки признается вынужденным. При отказе пассажира от всей перевозки ему возвращается сумма, уплаченная за перевозку; подлежат возврату сборы за оформление билета, за оформление ордера разных сборов, за оформление электронного многоцелевого документа, за оформление квитанции оплаты сверхнормативного багажа, сборы иностранных государств, топливный сбор, сбор за предоставление услуг автоматизированных систем бронирования, аэропортовый сбор за обеспечение авиационной безопасности и аэропортовый сбор за предоставление аэровокзального комплекса; п.п.116, 120 Правил формирования и применения тарифов на регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, взимания сборов в области гражданской авиации, утв. Приказом Минтранса РФ от 25.09.2008 N 155).
Обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований — в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями. Односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, установленных законом.
Лицо, не исполнившее обязательство либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности. Если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Исчерпывающие основания, по которым перевозчик может в одностороннем порядке расторгнуть договор воздушной перевозки пассажира, приведены в п. 1 ст.107 Воздушного кодекса РФ и п. 230 Правил воздушных перевозок. Отмена авиарейса к таким случаям не относится.
Вместе с тем перевозчик вправе отменить рейс, указанный в билете, если этого требуют условия безопасности полетов и/или авиационной безопасности, а также по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией.
Таким образом, отмена авиарейса в силу непреодолимой силы (чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств), в силу обеспечения условий безопасности полетов и/или авиационной безопасности либо по требованию государственных органов в соответствии с их компетенцией является правомерной и устраняет вину перевозчика, ввиду чего ответственность перевозчика за отмену рейса не наступает.
При отмене авиарейса по иным причинам перевозчик в силу п.1 ст.116 Воздушного кодекса РФ несет ответственность перед пассажиром воздушного судна в порядке, установленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира.
Должник обязан возместить кредитору убытки, причиненные неисполнением или ненадлежащим исполнением обязательства. Убытки определяются в соответствии со ст.15 Гражданского кодекса РФ, согласно которой под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб). Лицо, право которого нарушено, может требовать полного возмещения причиненных ему убытков, если законом или договором не предусмотрено возмещение убытков в меньшем размере.
Возмещение убытков в полном размере означает, что в результате их возмещения кредитор должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы обязательство было исполнено надлежащим образом.
Согласно п.1 ст.793 Гражданского кодекса РФ в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения обязательств по перевозке стороны несут ответственность, установленную Гражданским кодексом РФ, транспортными уставами, кодексами и иными законами, а также соглашением сторон.
В соответствии со ст.151 Гражданского кодекса РФ, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом, уполномоченной организацией или уполномоченным индивидуальным предпринимателем, импортером) прав потребителя, предусмотренных законами и правовыми актами РФ, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации причинителем вреда при наличии его вины. Размер компенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. При решении судом вопроса о компенсации потребителю морального вреда достаточным условием для удовлетворения иска является установленный факт нарушения прав потребителя.
В соответствии со ст.28 Закона о защите прав потребителей в случае, если исполнитель нарушил сроки оказания услуги, потребитель вправе требовать полного возмещения убытков, причиненных ему в связи с нарушением сроков оказания услуги. Убытки возмещаются в сроки, установленные для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В силу п.1 ст.13 Закона о защите прав потребителей за нарушение прав потребителей изготовитель (исполнитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер) несет ответственность, предусмотренную законом или договором.
Таким образом, в случае ненадлежащего исполнения перевозчиком обязанности по перевозке пассажир имеет право на возврат уплаченных денежных средств за билет на отмененный рейс, компенсацию понесенных убытков (например, разница между стоимостью билетов на отмененный рейс и стоимостью купленных билетов на другой рейс в том же направлении, иные расходы на дорогу, расходы на питание, возмещение стоимости неиспользованной туристической путевки), компенсацию морального вреда.
На указанные компенсации пассажир вправе рассчитывать, если при отмене авиарейса он отказался от перелета и расторг договор воздушной перевозки, не согласившись на изменение договора перевозки (например, в части изменения пунктов, между которыми выполняется перевозка, изменения установленной в перевозочном документе последовательности пунктов, между которыми выполняется перевозка, отказа от полета на одном или нескольких участках маршрута перевозки, изменения даты или времени вылета).
Для получения компенсации пассажиру необходимо обратиться к представителю перевозчика для проставления в маршрутной квитанции соответствующего штампа об отмене рейса или выдачи справки, подтверждающей указанное обстоятельство. После этого в течение 6 месяцев со дня отмены авиарейса необходимо инициировать досудебное урегулирование спора путем направления на юридический адрес перевозчика (авиакомпании) письменной претензии с требованием о возврате провозной платы и возмещении убытков, компенсации морального вреда. В претензии необходимо указать счет, на который надлежит перечислить компенсацию. К претензии необходимо приложить документы, подтверждающие заключение договора воздушной перевозки и отмену авиарейса.
В течение 30 дней со дня поступления претензии перевозчик обязан рассмотреть претензию и в письменной форме или в форме подписанного электронной подписью электронного документа уведомить лицо, предъявившее претензию, об удовлетворении или отклонении претензии.
В случае удовлетворения требований пассажира не в досудебном, а в судебном порядке для перевозчика возникает дополнительная имущественная ответственность в виде:
1) штрафа в размере 50% от суммы, присужденной судом в пользу пассажира, — за необоснованный отказ перевозчика от удовлетворения досудебной претензии пассажира. Исполнение перевозчиком денежного обязательства после подачи иска в суд не освобождает его от уплаты штрафа;
2) неустойки за нарушение перевозчиком сроков рассмотрения претензии пассажира и удовлетворения его требований, рассчитываемой в порядке, установленном в п.5 ст.28 Закона о защите прав потребителей.
В случае непоступления от перевозчика ответа на претензию пассажира либо необоснованного отказа в удовлетворении претензии защита нарушенных прав осуществляется в судебном порядке.
Для удовлетворения исковых требований о взыскании убытков и компенсации морального вреда, причиненных отменой авиарейса, необходимо установить факт нарушения прав и законных интересов пассажира, наличие причинно-следственной связи между отменой авиарейса и убытками, вину перевозчика и размер убытков.