Гражданское право

Возврат некачественной обуви

By 08.12.2024No Comments

Гражданское право

Возврат некачественной обуви

Можно ли вернуть некачественную обувь после истечения гарантийного срока?

Потребитель вправе вернуть некачественную обувь, если гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет. Потребителю нужно доказать, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

В случае приобретения некачественной обуви потребитель вправе, в частности, отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы (если недостатки обуви не были оговорены продавцом). По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить такой товар (п. 1 ст. 18 Закона от 07.02.1992 №2300-1).

По общему правилу предъявить указанные требования продавцу (изготовителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру) потребитель вправе, если недостатки обуви обнаружены в течение гарантийного срока (п. 1 ст. 19 Закона №2300-1).

Гарантийный срок – период, устанавливаемый изготовителем или продавцом (если гарантийный срок не установлен изготовителем), в течение которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель, продавец, уполномоченная организация или уполномоченный индивидуальный предприниматель, импортер обязаны удовлетворить требования покупателя, связанные с недостатками товара (п. 2 ст. 470 ГК РФ; п. п. 6, 7 ст. 5 Закона №2300-1).

При этом для сезонных товаров, в том числе для обуви, гарантийный срок исчисляется с момента наступления соответствующего сезона, срок наступления которого определяется соответственно субъектами РФ исходя из климатических условий места нахождения потребителей.

Например, в г. Москве установлены следующие сроки наступления сезонов для исчисления гарантийных сроков: зимний сезон – с 1 ноября; весенний сезон – с 1 марта; летний сезон – с 1 мая; осенний сезон – с 1 сентября (п. 1 Постановления Правительства Москвы от 16.07.2013 №466-ПП).

Как правило, гарантийный срок на обувь устанавливается не менее 30 дней с даты продажи через розничную торговую сеть или начала сезона (п. 9.2 ГОСТ 26166-2021, введен в действие Приказом Росстандарта от 31.05.2022 N 431-ст; п. 8.2 ГОСТ 19116-2005, введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 15.05.2006 N 94-ст).

В ситуации, когда гарантийный срок составляет менее двух лет и недостатки обуви обнаружены по истечении гарантийного срока, но в пределах двух лет, вернуть товар можно, если потребитель докажет, что недостатки товара возникли до его передачи потребителю или по причинам, возникшим до этого момента.

Для этого потребуется обратиться к продавцу или изготовителю с претензией, в которой в том числе потребовать провести проверку качества товара. В случае отказа в проведении проверки качества товара и возврате денег за него потребитель вправе организовать проведение экспертизы обуви самостоятельно и обратиться в суд с исковым заявлением о защите нарушенных прав (п. 1 ст. 17, п. 5 ст. 18, п. 5 ст. 19 Закона №2300-1).