Наследственное право

Наследование аккаунта

By 07.11.2024No Comments

Наследственное право

Наследование аккаунта

Можно ли передать аккаунт по наследству

Вопрос: Что такое аккаунт с точки зрения гражданского права?

Ответ: С точки зрения гражданского права аккаунт можно рассматривать как:

— право доступа в какую-либо автоматизированную систему (Госуслуги и т.д.). Такой аккаунт не имеет самостоятельной ценности и не является предметом гражданско-правовых споров, поскольку не приносит его держателю дохода (иных благ);

— виртуальный объект, имеющий коммерческую ценность по определенным обстоятельствам (например, по количеству подписчиков в социальной сети и т.д.). Такой аккаунт можно рассматривать как самостоятельный объект гражданского оборота.

Обоснование: Согласно п. 14 Указаний по заполнению формы федерального статистического наблюдения (Приказ Росстата от 22.08.2022 N 583 «Об утверждении формы федерального статистического наблюдения для организации федерального статистического наблюдения за использованием цифровых платформ») аккаунт (учетная запись) — запись, образованная совокупностью идентификаторов, технических и иных данных, служащих для различения и идентификации, взаимодействующих с цифровым решением пользователей (физических и юридических лиц) и технических объектов (аппаратных и программных средств), а также описания значимых в контексте целевого использования цифрового решения характеристик пользователей и технических объектов.
Уникальный аккаунт — условная учетная запись, идентифицирующая одного и только одного пользователя или технический объект, вне зависимости от количества учетных записей, преднамеренно или ошибочно заведенных на данного пользователя или технический объект в процессе использования цифрового решения.

Активный аккаунт (учетная запись) — учетная запись, операции по которой осуществлялись в течение отчетного периода или иного установленного интервала времени.

В качестве учетной записи аккаунт также определен в:

— п. 1.2 ст. 1 раздела «Интерактивный баскетбол» Правил вида спорта «баскетбол», утв. Приказом Минспорта России от 16.03.2017 N 182 (под аккаунтом понимается учетная запись, регистрируемая на сервере (в системе серверов) видеоигры, которая является идентификатором участника соревнований в видеоигре);
— абз. 7 п. 4.1.11 Стандарта деятельности центров компетенций в сфере сельскохозяйственной кооперации и поддержки фермеров (приложение к протоколу проектного комитета НП «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 29.07.2021 N 6);
— пп. «д» п. 4 Правил принятия мотивированного решения о признании сайта в информационно-телекоммуникационной сети Интернет копией заблокированного сайта, утв. Постановлением Правительства РФ от 07.10.2017 N 1225;
— пп. «д» п. 4.3.1.3 Требований N IV, утв. Приказом Минэкономразвития России от 26.03.2021 N 142. Аккаунт корпорации представляет собой систему общих учетных записей (аккаунтов) для пользования всеми сервисами корпорации, что позволяет пользоваться большинством сервисов, предоставляемых ею, указывая один и тот же логин и пароль.

В соответствии со ст. 128 ГК РФ к объектам гражданских прав относятся вещи (включая наличные деньги и документарные ценные бумаги), иное имущество, в том числе имущественные права (включая безналичные денежные средства, в том числе цифровые рубли, бездокументарные ценные бумаги, цифровые права); результаты работ и оказание услуг; охраняемые результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации (интеллектуальная собственность); нематериальные блага.

В силу ст. 141.1 ГК РФ цифровыми правами признаются названные в таком качестве в законе обязательственные и иные права, содержание и условия осуществления которых определяются в соответствии с правилами информационной системы, отвечающей установленным законом признакам. Осуществление, распоряжение, в том числе передача, залог, обременение цифрового права другими способами или ограничение распоряжения цифровым правом, возможны только в информационной системе без обращения к третьему лицу. Если иное не предусмотрено законом, обладателем цифрового права признается лицо, которое в соответствии с правилами информационной системы имеет возможность распоряжаться этим правом.

Исходя из вышесказанного, с точки зрения гражданского права аккаунт можно рассматривать как:

— право доступа в какую-либо автоматизированную систему (Госуслуги и т.д.). Такой аккаунт не имеет самостоятельной ценности и не является предметом гражданско-правовых споров, поскольку не приносит его держателю дохода (иных благ);
— виртуальный объект, имеющий коммерческую ценность по определенным обстоятельствам (например, по количеству подписчиков в социальной сети и т.д.). Такой аккаунт можно рассматривать как самостоятельный объект гражданского оборота, поэтому по поводу принадлежности его тому или иному лицу могут возникать и судебные споры.

Классификация аккаунтов с точки зрения права не проводилась, однако, если осуществить условное выделение категорий в рамках фактически существующих вариантов, можно выделить следующие аккаунты:
— аккаунты в социальных сетях, в рамках которых могут быть выделены бизнес-аккаунты и аккаунты для личного использования;
— почтовые аккаунты;
— игровые аккаунты;
— аккаунты платежных систем и онлайн-сервисов.

Отдельного интереса представляют так называемые бизнес-аккаунты, создаваемые не в личных целях, а, как правило, в целях рекламирования, продвижения и реализации определенного товара (работы, услуги и пр.). В связи с указанным бизнес-аккаунты в соцсетях могут предметом договоров (например, на выполнение работ по сопровождению аккаунтов в социальных сетях).

Достаточно дискуссионным является вопрос о возможности наследования аккаунтов, в том числе о соотношении гражданских прав пользователя аккаунтом (владельца) и ограничений, устанавливаемых пользовательским соглашением.

Согласно позициям, изложенным в юридической литературе, в ФНП отмечают, что аккаунты передаются по наследству и могут определяться как цифровые активы; в нотариальной практике аккаунты рассматриваются как цифровые активы, которые включают в себя результаты интеллектуальной деятельности (фото, видео, тексты постов); особую ценность представляют бизнес-аккаунты магазинов, известных личностей, которые приносят прибыль их владельцам, в том числе за счет рекламной деятельности.